Рекомендации психолога родителям первоклассников
1. Не стоит отправлять ребенка одновременно в первый
класс и какую-то секцию или кружок, поскольку начало школьной жизни считается
стрессом для 6-7 летних детей. Если занятия музыкой и спортом кажутся Вам необходимой
частью воспитания Вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала
учебы или спустя какое-то время после учебы.
2. Не ждите, что ваш ребенок обязательно будет таким, как
вы, или таким, как вы хотите. Помогите ему стать не вами, а самим собой.
3. Ребенок может ошибаться, это нормально.
4. Доброжелательно относитесь к чужому ребенку, никогда
не делайте чужому ребенку то, что не хотели бы, чтобы другие делали вашему.
5. Любите своего ребенка любым: талантливым и не очень,
удачливым и невезучим.
6. Спрашивайте ребенка каждый день о школе: «что
понравилось, чему научился, с кем играл?» (вместо «Что получил? Тебя ругали?»).
Будьте искренне заинтересованы в школьных делах ребенка.
7. Серьезно отнеситесь к первым достижениям ребенка и его
возможным трудностям. Хвалите ребенка, но за дело: «У тебя замечательно
получилось…», «Ты аккуратно написал…», «Ты вовремя…», «Хорошо, что…» (Вместо
односложных: Молодец! Умница!). Помните, что похвала и эмоциональная поддержка
способны заметно повысить интеллектуальные достижения ребенка.
8. Сейчас и родители, и учитель должны помочь
адаптироваться нашим детям в новых для них условиях. Требования должны быть
одинаковыми с обеих сторон. Чаще общайтесь с учителем. Если вас что-то смущает,
вы можете приходить на консультацию к психологу. Ваш школьный психолог —
кандидат психологических наук Бондарева Ирина Ивановна. Кабинет располагается
на четвертом этаже. Спросите на вахте или в учительской, как пройти.
9. У первоклассника должно оставаться достаточно времени
для игровых занятий.
Трудности, которые могут возникнуть у
первоклассников
- В первые недели посещения школы может снижаться сопротивляемость
организма первоклассника могут нарушаться сон, аппетит, повышаться
температура.
- Первоклассники возбудимы, эмоциональны, впечатлительны, легко отвлекаются,
быстро утомляются. Поведение нередко отличается неорганизованностью,
несобранностью.
ДЕСЯТЬ
ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Начинайте "забывать" о том, что ваш ребенок
маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг
обязанностей. Сделайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы уже
можем доверить тебе вымыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и
т.д."
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы,
сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем).
Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не
"рядом", а "вместе". Для этого достаточно посмотреть вместе
фильм, поиграть в "солдатики", построить крепость из снега,
поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте ребенку в общении, дефицит
общения - один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в
семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом
цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в
семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно
в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны
окружающих, даже учителя и воспитателя, отвечайте: "Спасибо, мы дома
обязательно поговорим на эту тему". Помните педагогический закон
оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и
способности ("ты сможешь", "у тебя обязательно получится",
"я в тебя верю").
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении
ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением,
только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и
неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи - залог хорошей учебы. Были в театре (цирке,
кино) - пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушай внимательно,
задавайте вопросы, что бы ребенок чувствовал, что вам это действительно
интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории - о
предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не
иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе ("Давай
посмотри вместе в словаре, в энциклопедии"), приучайте детей пользоваться
самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего
ребенка.
Видеть мир глазами другого - основа взаимопонимания. А это
означает - считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и
имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте:
"Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать".
Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может
все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой. Лаской и
нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой
игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте
причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите
альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного
отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой
"если ..., то..." ("Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть
телевизор" и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности - ребенок
начинает принимать позицию "ты - мне, я - тебе".