2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Школа
осуществляет образовательную деятельность:
начального,
основного
общего,
среднего (полного) общего образования.
Целью работы
школы является создание условий для полноценного развития
личности ребёнка, его самореализации.
Задачи
школы:
¾ способствовать физическому, нравственному, духовному,
интеллектуальному развитию личности каждого учащегося; формировать у учащихся
целостную картину окружающего мира в контексте мировой культуры на основе
уважения и сотрудничества, создавать условия для становления личности,
адаптивно устойчивой в условиях новой социокультурной ситуации, способной к
активной деятельности по преобразованию действительности;
¾ проектировать содержание образования, адекватного
потребностям развивающейся личности, отрабатывать и внедрять новое содержание
образования и новые педагогические
технологии через деятельность научно – методических объединений;
¾ предоставлять ребёнку реальные возможности для
самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в
максимальной степени раскрываются его способности, возможности;
¾ формировать в школе эмоциональное поле
взаимоотношений, обеспечивающих уважение личности ребёнка на уровне «ученик –
ученик», «учитель – ученик». «учитель – учитель», «ученик – родитель», «учитель
– родитель».
¾ развивать информационно – коммуникативную и
методическую культуру педагога;
¾ пропагандировать внедрение рефлексивного подхода к
управлению школой и образовательным процессом.
Значительное влияние на
выбор нашей школой модели образовательной системы оказали происходящие в стране
перемены в целом и в образовании в
частности. Новое время настоятельно требовало необходимости поворота школы к
ребенку, уважения к его личности, достоинству, доверия к нему, ориентации школы
не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение его
полноценной сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов.
I. 2.1.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В
начальной школе на функционирует 10
классов комплектов. В начальных
классах обучение осуществляется по общеобразовательной программе по УМК
«Гармония» , «Планета Знаний» «Школа России» (класс компенсирующего обучения). 1 классы обучаются в режиме пятидневной
учебной недели, 2 – 4 классы начальной
школы – в режиме двух смен шестидневной
недели. 1 классы работают по ФГОС начального
общего образования, 2 – 4 классы по стандарту 2004г.
ПРОБЛЕМЫ, АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ начальной школы В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ:
· повышение качества предоставляемых образовательных
услуг;
· подготовка к переходу начальной школы на введение
новых федеральных стандартов;
· повышение профессионализма учителей, работа с молодыми
специалистами;
· сплочение детского и педагогического коллективов;
· развитие материально-технической базы;
На 2011-2012 учебный год перед начальной
школой ставилась следующая цель:
создать условия для перехода школы к
обучению младших школьников по новым ФГОС
задачи:
1.
Разработать
и начать реализацию программы перехода начальной школы на ФГОС нового поколения
/материальные, кадровые, организационные, нормативно – правовые ресурсы/
2.
Развивать
у учащихся младших классов интеллектуальные, творческие и коммуникативные
компетенции, предъявляемые новым ФГОС.
3.
Интенсифицировать
работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с
целью повышения уровня обучения.
4.
Обеспечить
дальнейший рост профессионального мастерства учителей начальной школы, передачу
профессионального опыта молодым педагогам.
В начальных классах работают
10 учителей начальных классов, 5 учителей-предметников.
В
коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Учителя
не только требовательны к себе, но и друг к другу, правильно реагируют на
критику и замечания.
Результаты аттестации учителей начальной школы
по разрядам таковы:
- высшая квалификационная
категория – 2 чел.;
- первая квалификационная
категория – 4 чел.;
- вторая квалификационная
категория – 4 чел..
В школе разработан план работы начальной
школы на учебный год, план внутришкольного контроля, план работы МО начальных
классов.
Организация образовательного процесса в
начальной школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого в
соответствии с базисным учебным планом и с учётом образовательных стандартов по
отдельным предметам и образовательным областям.
Учителями своевременно сдается отчетная
документация: отчет учителя- предметника, рабочие программы, планы и анализ
методической работы, анализы текущих контрольных работ по математике, русскому
языку и технике чтения.
Согласно
плану работы в течение года в рамках
внутришкольного контроля было проведено следующее:
1. Контроль
за состоянием преподавания:
·
Утверждение
рабочих программ;
·
Проведение
входного, промежуточного и итогового контроля;
·
Посещение уроков;
·
Персональный
контроль (4 классов и класса компенсирующего обучения);
·
Школьные
олимпиады;
·
Проверка техники
чтения;
2. Контроль за выполнением
Закона об образовании:
·
Зачисление
учащихся в 1 класс;
·
Выявление и
индивидуальная работа со слабоуспевающими (ПМПК);
3. Контроль за ведением
документации:
·
Оформление личных
дел учащихся;
·
Заполнение
журналов (учебных);
·
Проверка рабочих
программ;
По плану внутришкольного контроля проведены:
входные
контрольные работы;
итоговый
контроль за 1 и 2 четверть;
проверка
техники чтения во 2-4-х классах;
словарные
диктанты во 2-4-х классах;
проверка и
анализ рабочих тетрадей по русскому языку и математике;
посещение и
взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий;
проверка и
анализ школьной документации.
По всем проверкам составлены отчёты и справки, результаты
проанализированы, доведены на
методическом объединении учителей начальных классов, даны рекомендации по
коррекции знаний обучающихся.
Анализ посещённых уроков показывает:
- учителя на достаточно высоком уровне владеют
технологиями личностно- ориентированного обучения;
- большинство учителей имеют большой опыт работы,
уверенно и профессионально владеют учебным материалом, обеспечивая выполнение
стандарта образования по всем предметам;
- на уроках создаётся ситуация успеха, поощряется
творчество обучающихся
В начальной школе
ведется методическая работа. Методическая тема - «Новые компетенции
учителя начальных классов в условиях перехода на новые образовательные
стандарты». Согласно плану работы МО, в 2011-2012 уч. году было
проведено 5 заседаний. В течение года учителя ознакомились с нормативными
документами ФГОС начального образования. На МО учителями обсуждались следующие
вопросы:
Ø
Знакомство
с проектами документов и материалов обеспечивающих реализацию стандартов.
Ø
Формирование
УУД как условие перехода на стандарты нового поколения
Ø
Технологии
формирования образовательных компетенций ученика.
Ø
Использование ИКТ технологий в организации
образовательного процесса в начальной школе
Ø
Изучение
приёмов, способствующих формированию рефлексивной функции, развитию
регулятивных функций.
В рамках работы по методической теме все учителя выступили на МО по своей теме
самообразования. Провели открытые уроки: Хухлаева Т.И., Пасько Н.В..
Теоретически вопросы, связанные с ФГОС, были изучены.
Требуется более глубокое осмысление и практическое применение. В 2012-2013
учебном году каждый учитель будет продолжать разработку данных вопросов с
практическим применением (открытые уроки, пополнение методической копилки
презентациями, электронными дидактическими материалами).
На заседаниях также рассмотрели соблюдение
единого орфографического режима (заполнение журналов, дневников, личных дел),
рассматривали вопросы, связанные с изучением трудных тем, анализировали
качество обученности и качество проведения уроков по личностно-ориентированному
обучению.
В течение учебного года велась работа по выявлению
одарённых детей; работа со слабоуспевающими
учениками. Проводилась работа по предупреждению детского дорожного
травматизма, несчастных случаев.
Школьники
начальных классов активно принимали участие в месячнике знаний «Интеллектуалы начальной школы», в рамках которой проходили олимпиады
по русскому языку, математике.
Традиционно
проводились
школьные предметные недели,
которые способствуют
совершенствованию педагогического мастерства
учителей, вовлекают учащихся в
самостоятельную творческую деятельность, повышают интерес к изучаемым
предметам.
Все
победители школьных олимпиад были
награждены грамотами.
В районных олимпиадах по русскому языку и математике
среди учащихся 4 классов, наши дети заняли 1 и 2 места.
В
начальной школе на конец года обучалось 224
обучающихся.
Аттестовано 164
учащихся 2-4 кл. (1-е классы безотметочное обучение - 60 учащихся).
Итоги абсолютной и качественной успеваемости
По классам получен следующий результат
2.2.
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В работе с учащимися
школа руководствовалась Законом РФ «Об образовании, Типовым положением об
образовательном учреждении, Уставом школы, методическими рекомендациями
Министерства образования РФ,
Министерства образования Ростовской области и внутренними приказами, в
которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников
образовательного процесса.
Учебный план ОУ на 2011
– 2012 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана 2004
года. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между
ступенями обучения и классами, сбалансированность между отдельными предметами.
Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно
допустимого.
Образовательная
программа школы и учебный план предусматривали выполнение государственной
функции – обеспечение общего и среднего (полного) образования и
государственного образовательного стандарта. Главным условием для достижения
этой цели являлось включение каждого обучаемого на каждом занятии в
деятельность с учетом его возможностей и способностей, адаптации учащихся к
социальным условиям. Достижение указанных целей обеспечивалось поэтапным решением
задач работы школы на каждой ступени обучения.
Программно –
методическое обеспечение позволило реализовать учебный план. На основании
анализа рабочих программ, календарно-тематического планирования можно сделать
следующие выводы:
- в своей работе общеобразовательное
учреждение использовало примерные образовательные программы для ОУ,
рекомендованные Минобрнауки;
- все учебные программы
обеспечены учебно – методическими материалами;
- каждый учитель работал
в соответствии с утвержденной рабочей программой;
- программы по
общеобразовательным областям и образовательным компонентам выполнены в полном
объеме.
В целях сохранения
единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание
велось по учебникам, указанными в федеральном перечне учебных изданий на 2011 –
2012 учебный год.
В 2011 – 2012 учебном
году учащиеся второй и третей ступеней обучения работали в режиме 6-ти дневной
учебной недели. На второй ступени обучения продолжалось формирование
познавательных интересов обучаемых (обучалось – 292 учащихся, 12 классов
комплектов), педагогический коллектив ставил перед собой следующие задачи:
- заложить фундамент
общей образовательной подготовки;
- создать условия для
адаптации учащихся на учебных занятиях в школе;
- овладеть основами компьютерной
грамотности;
- приобрести необходимые
знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации.
(далее)
|